Как рассказать длинную историю так, чтобы ее прочитали?

22.05.2014

Андрей Зерний, креативный директор Dot-Digital Agency и по совместительству редактор сайта Birdy, в своей презентации «Драматическое искусство и новые медиа» рассказал о том, что в пору быстро развивающегося визуального языка в интернете  не стоит ограничивать себя в выразительных средствах.

Главная тенденция контентного интернета – внутренняя оптимизация

И как же правильно использовать для этого новый визуальный язык? Ответ, оказывается, придумали еще древние греки. Классическое драматическое искусство, которое мы в большей степени связываем с литературой и театром, вполне применимо и к современной журналистике. Рассказывать историю надо, используя все инструменты, –  и не бояться быть новатором. У программиста есть паттерны, у дизайнера – шаблоны… Так почему и у журналистов не может быть своего набора правил, позволяющих правильно структурировать историю и вызывать эмоции у читателей?

Как заставить дочитать до конца?

Любое драматическое творение имеет трехактную классическую схему: завязка, кульминация, развязка. Прологи и эпилоги? А ну их, лишнее: меньше слов, больше визуала! Так вот, в каждом тексте должна быть эта четкая структура. И нас, конечно же, больше всего интересует именно кульминация, катарсис, –  самое сильное переживание. Вот то, к чему стремится любой автор, – чтобы читатель сопереживал главному герою, увлекся историей. Тогда есть гарантия того, что весь текст будет прочитан.

Контент должен быть живым

Динамическое строение каждого текста позволяет создать иллюзию полной вовлеченности. Происходит точечная доставка информации. Вместо того чтобы вокруг интересующей вас публикации выдавать баннеры с выгодной покупкой очередного продукта, вам выдают ссылки на другие материалы, находящиеся в том же эмоциональном поле. Далее важна навигация. Читатель на сайте осуществляет попытку сориентироваться хоть в чем-то. И мы оказываем ему помощь, предлагая большой пласт информации, разделенный на события, то есть идем на поводу у клипового мышления. Движение читателя по отдельному тексту или всему сайту осуществляется так же, как развивается сюжет в хорошем драматическом произведении. Интерес нарастает все больше и больше, появляются новые факты, глубина увеличивается, развязка неизбежна. Но иногда развязка одного сюжета – это завязка другого. И тогда движение становится бесконечным. Ссылка за ссылкой, переход за переходом.

Процесс и новые герои
Новый, эмоционально-драматический подход медиа к структурированию текстов требует нового героя – и традиционного журналиста сменяет продюсер. Это универсальный человек, который владеет инструментарием по созданию ярких визуальных образов и при этом разбирается в гуманитарном стержне повествования.

Где использовать новые, и вместе с тем классические драматические принципы? Не только в журналистике. Структурированная и эмоциональная подача информации применима в любом контентном разделе корпоративного сайта.

Текст: Софи Кроваткина
Фото: Светлана Атучина