Название с гарантией

22.05.2014

Семинар «Нейминг 3.0. Как разработать название и защитить его от копирования» Владимира Жолобова, директора Z&G. Branding, вызвал огромный интерес как копирайтеров, занимающихся разработкой названий, так и специалистов, работающих «на стороне заказчика».

Человеку, профессионально не связанному с неймингом, часто кажется, что придумать название очень просто. За один час выступления Владимир Жолобов полностью развенчал этот миф. Ведь чтобы название получилось жизнеспособным и эффективным, важно при разработке учитывать ряд критериев.

  1. Патентно-правовые. Название должно быть охраноспособным, то есть оно не должно иметь видимых препятствий для регистрации в Роспатенте. Так, в частности, регистрации не подлежат фамилии и псевдонимы известных людей, географические названия, а также названия, вводящие потребителя в заблуждение или противоречащие принципам морали.

Кроме этого, необходимо проверить, не работает ли на рынке компания с таким же названием.  Самое простое – воспользоваться поисковой системой «Яндекс».

  1. Рекламно-психологические: оригинальность, лаконичность, эстетичность и пр.
  2. Фонетические и семантические: благозвучность, позитивные ассоциации.
  3. Позиционирование: соответствие основной идеи бизнеса.
  4. Тестирование на целевой аудитории: вызывает ли доверие, с чем ассоциируется и пр.

Бегло пройдясь по типам названий, Владимир поделился опытом создания наиболее ярких товарных знаков. Так, марка Himans  для Златоустовского машиностроительного завода появилась после проработки более шестисот названий!

Последний блок семинара был посвящен брендам-паразитам, то есть товарным знакам, которые схожи с известным брендом и активно этим пользуются. В качестве примера Владимир привел названия Blend-a-Med и Belamed, «Маленькая фея» и «Миленькая фея» и пр. Не всегда юристам удаётся доказать «паразитирующие действия» конкурента, судебные споры могут затянуться на долгое время. Как защититься от бренда-паразита? Рекомендации здесь свелись к следующим действиям:

  1. не использовать при разработке названий общеупотребительные слова и прилагательные;
  2. отдавать предпочтение фантазийным словам (неологизмам);
  3. использовать «усиленные средства защиты»: регистрировать как словесный товарный знак, так и графическое изображение.

После выступления Владимир ответил на вопросы участников по поводу конкретных ситуаций, что показало актуальность поднятой темы.

Текст: Елена Заиграева

Фотоф: Светлана Атучина